Эрте l Галерея JART

Эрте

Эрте  - художник, скульптор, модельер, иллюстратор,

сценограф, путешественник, писатель.

Эрте - один из самых успешных мастеров ХХ столетия.

Эрте начал свой творческий путь в 1910-е годы, был современником известного художественного объединения «Мир искусства», восхищался работами Бенуа и Бакста, в тот момент, делавших в Европе славу русскому балету и искусству в целом.  Создавал коллекции одежды для модного дома Поля Пуаре, учителя Диора. Основал свой модный бренд. Делал эскизы костюмов для знаменитых кабаре Парижа.

Роман Петрович Тыртов родился в Петербурге в 1892 году в семье потомственных морских офицеров. Отец - генерал-лейтенант флота, начальник Морского инженерного училища, дед - генерал-майор, военный моряк. Семья надеялась, что единственный сын продолжит династию. Но с раннего возраста мальчик не проявлял никакого интереса к военной службе, зато его интересовали театр и живописть. Эрте брал уроки хореографии у дочери Мориса Петипа и учился живописи у Ивана Репина. На 18-летние Роман Тыртов попросил единственный подарок - загранпаспорт и, с твёрдым намерением стать модельером, отправился в Париж, без финансовой поддержки родителей. В Париже Роман Тыртов никого не знал, навыками академического рисунка обладал сомнительными, к тому же был стеснителен.

Он устроился на работу рисовальщиком в доме мод "Каролин" - второразрядном салоне, откуда его через месяц с позором уволили. Возвращая эскизы, владелица заведения дала совет поскорее оставить затею стать художником. Тыртов от отчаяния собрал возвращённые рисунки и отправил их почтой самому известному парижскому модельеру тех лет - Полю Пуаре, чей модный дом в тот момент находился в самом зените славы. Пуаре прославился своими экзотическими красками, оригинальными силуэтами и революционными моделями без корсета. Он был первым, кого называли «диктатором моды», кто превратил создание одежды в настоящее искусство, кто рассматривал платье как художественный объект. Вскоре Тыртов уже разрабатывал костюмы, платья под маркой фирмы. Тогда и возникло артистическое имя Эртé, образованное сочетанием первых букв имени и фамилии. Молодой художник помогал Пуаре и в работе над спектаклями, на стилистику которых повлияли декорации и костюмы Бакста к дягилевским постановкам. Современники высоко оценили декорации и костюмы к первой постановке Пуаре по пьесе Жана Ришпена "Минарет". Среди актрис, занятых в спектакле, была экстравагантная танцовщица Мата Хари, костюмы для которой проектировал Эрте. Также создавал костюмы для Анны Павловой и Лиллиан Гиш.

С началом Первой мировой войны интерес к большой моде, как и к театрализованным представлениям, в Европе заметно спал. Пуаре был мобилизован и на время закрыл свой дом мод. Эрте, столкнувшись с отсутствием работы, решил искать заказы в США и написал письмо в редакцию журнала Harper’s Bazаar. Сотрудничество с американским изданием продлилось более 20 лет, за это время художник успел создать для журнала более двух тысяч иллюстраций, а кроме того, время от времени публиковал в нём заметки о моде и выступал в качестве светского хроникёра.

Успех в Голливуде, где Этре работал на студии Метро Голдвин Майер над костюмами для звезд немого кино. Золотые годы творчества бесспорно пришлись на конец 20х -30х годов, когда в мире доминировал стиль арт деко и Эрте был ярким его представителем.

После Второй мировой войны, которую Эрте провёл в Париже, интерес к ар-деко стал постепенно угасать. Эрте продолжал время от времени оформлять театральные постановки, но заказов от журналов и торговых домов больше не поступало. Так продолжалось вплоть до начала 60-х, когда уже пожилой художник стал участником серии выставок, важнейшей из которых была выставка в музее Метрополитен 1967 года, закрепившая за ним статус классика. За ней последовало знакомство с супругами Саломеей и Эриком Эсторик, владельцами галереи «Гровнор», работавшей в Лондоне и Нью-Йорке, которые взялись вести дела Эрте. С тех пор и уже до самой смерти он снова активно работает, в том числе в новых жанрах скульптуры, литографии и шёлкографии, и активно выставляется по всему миру. Среди работ, созданных в это время, особенно выделяется серия «Алфавит», одно из самых тиражируемых графических произведений Эрте. Работать над ней художник начал ещё в 1927 году, а вот закончить сумел лишь спустя 40 лет, в 1967 году, когда неожиданно обнаружил, что в ней не хватает двух букв — Q и L. Эрте работал также для журналов "Vogue", "Cosmopolitan", "Women`s Home Journal", "The Sketch" и других иллюстрированных изданий США, Англии и Франции. Жил в Париже и Монте-Карло.

 

КОЛЛЕКЦИЯ

ГАЛЕРЕЯ JART

+7 (495) 690-7130

Москва,  3-я ул. Ямского Поля, 9

Art Residence

  • Grey Facebook Icon
  • Grey YouTube Icon
  • Grey Instagram Icon

Информационный партнер: