Выставка "Пять столетий русской иконы: традиции и новаторство"

Выставка

15 сентября 2017 - 26 ноября 2017

Пять столетий русской иконы

традиции и новаторство

Около ста уникальных русских икон XVI – ХХ веков различных регионов и техник, ранее не выставлявшихся в одном публичном пространстве, представлены в галерее JART на выставке  «Пять столетий русской иконы: традиции и новаторство».

Наш новый проект мы открываем осенью 2017 года. В этот период музейное и галерейное сообщество в России и за рубежом фокусируется на переосмыслении важного исторического события – 100-летия русской революции 1917 года.

Наш проект, в этом контексте, воспринимается необычно и на первый взгляд странно. Странно, если не знать того, что религиозное мировоззрение и искусство иконописи повлияли на формирование концепций работы выдающихся русских художников этого периода, некоторые из них даже «совершили революцию» в своей области.

 

Василий Кандинский создал концептуальный, литературный труд «Духовное в искусстве» (Д. Сарабьянов «Кандинский и русская икона»), Казимир Малевич с концепцией черного квадрата, который он помещал в «красном углу», Михаил Ларионов и Наталия Гончарова со светоносными идеями своего направления «лучизм», Кузьма Петров-Водкин с уникальной фигуративной пластикой персонажей своих картин, Марк Шагал – с духовными сюжетами, ранний Филонов и другие.

 

Удивительный факт, но красота древней иконописи в России была широко открыта и принята только в

XX веке (!). В феврале 1913 года в Императорском Археологическом институте в Москве открылась выставка древнерусского искусства, проходившая в рамках празднования 300-летия Дома Романовых, где были показаны расчищенные (открытые от почерневшей олифы) иконы высокого художественного уровня XV-XVII веков.

 

Так же, с точки зрения истории искусств интересным фактом признания является то, что в 1911 году Анри Матисс при посещении Третьяковской галереи сказал, что «только ради икон стоило бы приехать из города, даже более удаленного, чем Париж» и «Я десять лет потратил на искание того, что ваши художники открыли еще в XIV веке. Не вам надо ездить учиться к нам, а нам надо учиться у вас». Этим он привлек внимание ряда русских художников Ряд выдающихся русских живописцев любили и изучали икону – В.М. Васнецов, М.В. Нестеров, М.А. Врубель. Фактически с начала XX века начинается возвращение к эстетическому принятию, пониманию и любви к иконописи в России.

 

 

Икона – важнейший изобразительный памятник русской культуры. Рассуждение о традициях и новаторстве в русской иконе стало главной темой выставки, сплетая в едином повествовании два направления религиозного искусства: традиционную и живописную икону. Два направления, которые в некоторых случаях пересекались: иконописцы цитировали удачные композиционные решения живописцев, копировали почитаемые образы в своей традиционной манере, живописцы нередко обращались к традиционной иконе как к источнику вдохновения. Так в экспозиции выставки прослеживаются ведущие светские художественные стили: барокко, классицизм, историзм и модерн.

 

Выставка открывается древней иконой «Князь Владимир и первые русские святые Борис и Глеб» начала XVI века - эпохи правления царя Ивана Грозного. Образ крестителя Руси князя Владимира и его сыновей, первых русских святых Бориса и Глеба символически связывает выставку с началом христианства на Руси (Ил.1).

 

Экспозиция выставки построена на ретроспективе пяти столетий и заканчивается иконой XIX века, являющейся эскизом М.А. Врубеля для росписи Владимирского собора в Киеве. Мраморный киот иконы создал ученик В.М. Васнецова – художник эпохи модерна С.И. Вашков (Ил.2).

Анри Матисс

Французский художник

Только ради икон стоило бы приехать из города, даже более удаленного, чем Париж» и «Я десять лет потратил на искание того, что ваши художники открыли еще в XIV веке.  Не вам надо ездить учиться к нам, а нам надо учиться у вас.

«Князь Владимир и первые

русские святые Борис и Глеб»

Конец XV – начало XVI века

 

1

2

«Икона "Святой Великомученик

Победоносец Георгий" в киоте»

Эскиз М.А. Врубеля для росписи

Владимирского собора в Киеве

Вторая половина XIX века.

Переломным моментом изменения стиля русской иконы является XVII век – это «время перемен». Новые принципы иконописи, получившие название «живоподобного стиля», разрабатывались мастерами Оружейной палаты Московского Кремля. В экспозиции выставки этот процесс показан на сравнении памятников эпохи царя Алексея Михайловича — «Сошествие в ад», «Апостол Петр», «Пророк Илья» (Ил.4) с иконой «Богоматерь из Деисуса» (Ил.3) - поздним примером воплощения принципов живоподобия в иконе.

3

«Богоматерь из Деисуса»

Конец XVII -

начало XVIII века.

4

«Пророк Илья из Деисуса»

Вторая четверть XVII века.

В XVIII веке живописная икона уже получила широкое развитие, росписью храмов активно занимались профессиональные живописцы, получившие светское художественное образование. Иконы «Преображение господне», «Преподобный Алексий Человек Божий» (Ил.5), «Пророки Царь Соломон и Аарон» (Ил.6) и другие произведения XVIII века показывают с одной стороны устойчивость традиционных форм, но и постепенное влияние светского художественного начала.

 

Икона «Царь Давид с музыкантами» (Ил.7) показывает необычный для традиционной иконы сюжет и композицию и написана в стиле средневековой живописи Босха и Карнаха. Икона «Апостол Марк» (Ил.8) - это стиль эпохи Возрождения, когда история мира начиналась с первых строк библии, а Евангелие воспринималось центральным моментом исторического процесса.

«Алексий – человек Божий»

Последняя четверть XVIII века.

5

6

«Пророки Царь Соломон и Аарон

из пророческого ряда»

Конец XVIII века.

7

«Царь Давид и музыканты»

Вторая четверть XIX века.

8

«Евангелист Марк»

Середина XIX века.

В XIX веке развивались старообрядческие художественные центры, ставившие целью сохранение иконных традиций. Старообрядцы жили изолированно, поэтому в их творчестве отразились как географические особенности проживания, так и религиозные представления. Сознание человека XIX века было сосредоточено на подробностях и это тоже отразилось в творчестве, например, иконы Палеха можно рассматривать в лупу, чтобы увидеть мельчайшие детали.

 

Часть икон на выставке экспонируется в божницах, выполненных знаменитыми резчиками Городца и Балахны, другие помещены в киоты, показывая, как иконы хранились в доме, в часовнях и в храмовом пространстве. Помимо глубоких христианских истин иконы показывают красоту мира и человека, позволяют нам сегодня увидеть мир нескольких столетий. Икона великомученика Димитрия Солунского, побеждающего царя Колояна (Ил.9), не только образ борьбы и победы добра над злом, но и очень красивое произведение, раскрывающее духовный мир прошлого и настоящего. На выставке также будет представлена подборка старопечатных книг, в том числе старинные фолианты (библия XVIII века). Выставка «Пять столетий русской иконы: традиции и новаторство» несомненно вызовет интерес как у любителей русской культуры, так и у коллекционеров.

«Дмитрий Солунский» икона в божнице

Последняя четверть XVIII века.

 

9

 

ВИДЕО

Видео с открытия выставки

Приглашение Дмитрия Гутова в галерею JART

18/10/2017

Дмитрий Гутов, на основе уникальной экспозиции JART «Пять столетий русской иконы XVI-XX веков: традиции и новаторство», представит наполненный визуальными примерами, скрытыми аналогиями и корреляциями рассказ.

Лекция по истории русской иконы с Жанной Белик в галерее JART

18/10/2017

Около ста уникальных русских икон XVI – ХХ веков различных регионов и техник, ранее не выставлявшихся в одном публичном пространстве, будут представлены в московской галерее JART на выставке «Пять столетий русской иконы: традиции и новаторство».

А.Липницкий, А.Корытов - взгляд кураторов "Пять столетий русской иконы"

29/9/2017

Авторский материал Екатерины Аракаловой увлекательно раскрывает основную идею кураторов проекта "Пять столетий русской иконы XVI-XX в.в. Новаторстов и традиции" в галерее JART.

Пять столетий русской иконы XVI-XX в.в. в галерее JART

28/9/2017

Около ста уникальных русских икон XVI – ХХ веков различных регионов и техник, ранее не выставлявшихся в одном публичном пространстве, представлены в московской галерее JART на выставке «Пять столетий русской иконы: традиции и новаторство».

Please reload

 

ПРЕССА О ВЫСТАВКЕ