Марк Шагал l Спецпроекты l Галерея JART

Предлагаем Вашему вниманию произведение выдающегося

русского художника Марка Шагала

Шагал

Марк Захарович

(1887-1985)

Один из самых известных представителей художественного авангарда XX века

Галерея JART экономит время

деловых людей по вопросам

арт-консалтинга и gift-менеджмента

JART-консалтинг

Композиционное сравнение

Композиционное и живописно-пластическое решение картины имеет аналогии с несколькими произведениями Шагала написанными 1926 г.

Колокольня Шамбон Сюк Лак. 1926 г.

Колокольня Шамбон Сюк Лак. 1926 г.

Шагал Марк Захарович "Колокольня Шамбон Сюк Лак"

Бумага, гуашь. Размер: 65,5 х 51,1 см. 1926 г.

Экспертное заключение

Comite Marc Chagall, Jean-Louis PRAT

Paris

подтверждено

 

Григорий Казовский

Эксперт Галереи JART

Положение на арт-рынке

1990

цена продажи схожего по значимым параметрам лота 

в Нью-Йорке

составила $ 561,000

Nuit d'hiver (1929-1930)

Drawing-Watercolor, Gouache/paper.

66.7 cm x 51.1 cm

 

2015

цена продажи схожего по значимым параметрам лота 

в Нью-Йорке

составила $ 610,000

LE VIOLONISTE BLEU (1929)

Gouache on paper

66 х 51.3 cm

 

2017

цена продажи схожего по значимым параметрам лота 

в Лондоне 

составила $ 1,298,000

LA TOUR EIFFEL (1910)

Watercolour, gouache

34.4 х 25.4 cm

Эссе Григория Казовского

Представленная на рассмотрение работа была написана Шагалом в 1926 году.

Один из наиболее авторитетных исследователей жизни и творчества художника, автор монографии «Марк Шагал» Джонатан Уилсон так описывает этот период:

В 1926 году Шагал работал над эскизами иллюстраций к басням Лафонтена в Мурийоне, рыбацкой деревушке возле Тулона. Он также впервые съездил в Ниццу, а затем несколько месяцев жил в Оверни, возле озера Шамбон, где из окна, выходящего на деревенскую площадь, видна была живописная церковь». Эта церковь и, особенно, ее шпиль неоднократно встречается на картинах Шагала того же времени. 

Первым владельцем работы стал известный впоследствии художник, голливудский сценарист и режиссер, коллекционер живописи Жан Негулеско. После окончания художественной школы в Бухаресте он оказался в Париже, где сблизился с соотечественниками Тристаном Тцара, одним их основателей и лидеров движения дадаистов, и скульптором Константином Бранкузи, а через них оказался в компании таких художников, как Амедео Модильяни, Хаим Сутин и другие. Среди которых несомненно вращался и Шагал. Как именно картина оказалась у Негулеско, точно не известно, но из его биографии следует, что в середине 1920-х годов он выезжал на этюды на южное побережье Франции, а в 1927 году женился на американке и переехал в Нью-Йорк. После развода он принялся путешествовать по Америке, осев в конечном счете в Калифорнии, где связал свою дальнейшую жизнь с кинематографом. Первое упоминание об исследуемой нами работе мы находим в каталоге выставки Шагала и его окружения (CHAGALL and de CHIRCO) в Хьюстонском музее изящных искусств (Museum of Fine Arts of Houston), проходившей в этом городе с 3 апреля по 1 мая 1955 года. В каталоге выставки сообщается, что работа под названием «CHURCH SPIRE» («Шпиль церкви», без географических подробностей) предоставлена для экспонирования Mr. and Mrs. Jean Negulesco, Beverly Hills, California, приведена иллюстрация картины, ее размеры, но техника определена как масло. Причем без обычного в таких случаях указания на материал основы: масло на холсте, дереве, картоне или бумаге. Просто «масло» - «oil». 

Фрагмент картины

Фрагмент картины

Фрагмент картины

В 1993 году Негулеско умер, и наследники начали постепенно распродавать его внушительную коллекцию. В 2009 году картина попадает на аукцион Sotheby’s в Нью-Йорке. Перед аукционом Международный комитет Шагала проводит экспертизу работы, где подтверждает ее подлинность, при этом указывая, наконец, ее настоящее название: «Le crucher de Chambon sur Lac». Также комитетом Шагала была уточнена техника, в которой исполнена картина – гуашь на бумаге, что кажется противоречащим каталогу хьюстонской выставки 1955 года только на первый взгляд. Это может быть объяснено как поверхностным отношением устроителей выставки, так и еще одним немаловажным обстоятельством. В уже цитированной нами монографии «Марк Шагал» Джонатан Уилсон пишет:

«…во второй половине 1920-х Шагал с семьей много ездил по французским провинциям, был в Нормандии и Бретани, гостил у Робера и Сони Делоне в их загородном доме в округе Понтуаз, — это было излюбленное место для пленэров у Писарро и Сезанна. Живописи Шагала тех лет свойственна букетная яркость, его цвета, и раньше экстатичные, словно излучают средиземноморский свет. Теперь, впервые в жизни, он стал смешивать быстросохнущую гуашь, которую удобно использовать для этюдов на натуре, и масляные краски — их он наносил поверх гуаши уже в мастерской, — такая техника идеально подходила для активного творчества и дома, и на природе».

Впрочем, известно, что в том же каталоге есть еще несколько работ Шагала, в описании которых вместо акварели или гуаши указано масло.

Фрагмент картины

 

ГАЛЕРЕЯ JART

+7 (495) 690-7130

Москва,  3-я ул. Ямского Поля, 9

Art Residence, A-115

  • Grey Facebook Icon
  • Grey YouTube Icon
  • Grey Instagram Icon