Книга "Москва реконструируется"А. Родченко, В. Степанова 1938 г.  

История одной книги

МОСКВА

РЕКОНСТРУИРУЕТСЯ

Редкая коллекционная книга, посвященная знаковой сталинской реновации Москвы 1938 года.

Книга создана в стиле конструктивизма 

выдающимися художниками русского авангарда

А. Родченко и В. Степановой

"Образцы советской пропаганды" - фото-работы советских авангардистов - стали хитом торгов "Кристис" в Нью-Йорке, сообщает корреспондент РИА Новости

РИА Новости о книге "Москва реконстурируется"

2008

Книга вызвала огромный интерес и была продана на аукционе Christie’s за 37.000$ при эстимейте 12.000$ 

2012

На российском арт-рынке книга была продана на аукционе "Кабинет" за 47.000$ 

наведите

Альбом стал наглядным документом поразительных изменений, произошедших в городе буквально за десять лет.

Реконструкция столицы шла по всем направлениям: перепланировка, железнодорожные узлы, строительство метро, канал Москва-Волга, озеленение, новые жилые массивы. Фотографии домов соседствуют с фантастическими перспективами и аксонометриями будущих сооружений.

То, что должно было случиться (и отчасти случилось) с Москвой в 30-40е годы XX столетия цивилизованный мир, похоже, ещё не сталкивался.

Город с многовековой историей, город с богатейшими культурными традициями, город-памятник должен был претерпеть коренную перестройку, лишиться своего исторического центра, своих культурных корней, утратить своё лицо, чтобы превратиться в мегаполис нового типа, стать площадкой для гигантского эксперимента, проводимого с целью доказать жизненность социальной утопии, возведённой в ранг официальной идеологии государства нового типа - Союза Советских Социалистических Республик. 

наведите

«Москва реконструируется. Альбом диаграмм, топосхем и фотографий по реконструкции гор. Москвы» выпущена Институтом изобразительной статистики советского строительства и хозяйства ЦУНХУ Госплана СССР. Переплет квадратной формы. Авторы макета Александр Родченко и Варвара Степанова. Текст Виктора Шкловского, фото Болдырева, Е. Лангмана, Г. Петрусова, Я. Халипа, Г. Зельма и др. Альбомы Родченко и Степановой «Москва реконструируется» и «Красная армия» готовились и вышли в одно время. Они близки по форме и размерам, имеют много общих приёмов, но книга о Москве более сложная, она более динамична и конструктивна. Образ книги, конструкции листов строятся на графике топографического плана Москвы, карты, раскладывающиеся во все стороны. В этом ключе подаётся и фотография: гармошки большого и малого формата с распашными листами. Чёрно-белая фотография мозаичными вкраплениями появляется в цветном массиве подборки, создаёт ритм, является визуальным подтверждением масштабности строительства. Она соединяет настоящее и будущее, игру и реальность. Сухая статистика и скучная топография в альбоме превратились в произведение искусства, они решены как геометрические абстрактные «картины».

наведите

«Москва реконструируется» - шедевр полиграфии своего времени.

Кроме перечисленных распашных листов, раскладушек, тетрадей, в альбоме есть вырубки и многочисленные приклейки. Как технические приемы они еще больше усиливают ощущение архитектурного образа книги, являясь и материалом бумажной пластики, бумажной архитектуры.

На одной из страниц читатель-зритель проникает сквозь стену нового дома: к фотографии дома сверху приклеен складень, с лицевой стороны он является фасадом, в разложенном - фото интерьера квартиры (похожую вставку в форме гармошки с этими же фотографиями быта москвичей мы находим в альбоме «Индустрия социализма»). Взгляд из настоящего в прошлое оформлен как круглое окно-вырубка, которое можно открыть, и тогда панорама современной Колхозной площади будет соседствовать с видом старой Сухаревки. Благодаря такому же бумажному иллюминатору показано одновременно два пространства на пересечении Пушкинской улицы и Охотного ряда: улицы - фотография вида на трамвайно - пешеходное столпотворение в районе Большого театра, и под землёй - план подземной развязки в метро.

Панорамные фотографии площадей и проспектов напечатаны на распашных листах, эти бумажные полотнища сами подобны улицам, по которым мчатся новые автобусы, машины, спешат пешеходы. События разворачиваются в разное время и в разных плоскостях - вчера, сегодня, завтра; вся Москва, улица, здание, на земле и под землёй; охватывают все области жизни города -транспорт, социокультурную сферу, строительство, водоснабжение, энергетику, перспективное развитие.

Одной из главных архитектурных задач предвоенного времени стало строительство Дворца Советов, к которому приступили в 1934 году (конкурс проектов проходил с 1931 по 1934). Предполагалось, что здание будет самым высоким в мире, его строительство в символическом смысле приравнивалось к строительству коммунизма. Фотографии рисунков и макета Дворца Советов, утверждённого проекта Б. Иофана, воспроизводились во всех книгах предвоенного времени, они соседствовали с уже реально построенными сооружениями и воспринимались как случившийся факт. Еще только рылся котлован, укреплялся бетоном и стальными конструкциями каркас, но для советских граждан Дворец был уже осязаем: очертания и венчающую его стометровую скульптуру Ленина представлял каждый.

Галерея

ГАЛЕРЕЯ JART

+7 (495) 690-7130

Москва,  3-я ул. Ямского Поля, 9

Art Residence

  • Grey Facebook Icon
  • Grey YouTube Icon
  • Grey Instagram Icon

Информационный партнер: