Василий Поленов l Галерея JART

Василий Поленов

Василий Поленов (1844 - 1927) - русский художник, мастер исторической,

пейзажной и жанровой живописи, педагог.

Об авторе

Родился 1 июня 1844 г. в усадьбе Борок (ныне Поленово в Тульской области) в семье археолога и библиографа Д. В. Поленова. После получении среднего образования Василий поступил в петербургскую Академию художеств (1863 г.), а чуть позже начал посещать лекции на юридическом факультете в университете.

В 1872 г. окончивший оба курса с отличием Поленов награждается поездкой за границу за счёт академии. Он побывал в Вене, Венеции, Флоренции, Неаполе, длительное время жил в Париже. Визит домой был недолгим; в 1876 г. художник отправился добровольцем на сербо-черногорско-турецкую войну.

 

В последующие годы много путешествовал по Ближнему Востоку и Греции (1881—1882, 1899, 1909 гг.), Италии (1883—1884, 1894— 1895 гг.). В 1879 г. вступил в общество художников-передвижников. В 1882—1895 гг. преподавал в Московском училище живописи, ваяния
и зодчества.

В признание заслуг Поленова в 1893 г. избрали действительным членом Академии художеств. С 1910 г. он занимался развитием провинциальных театров, став через три года руководителем специальной секции при Московском обществе народных университетов.

 

Коллекция

Русский пейзаж

В разных мотивах, изображаемых Поленовым, всегда сохранялась его индивидуальность пейзажиста. Охватывая широкое и глубокое пространство, художник ясно обозначал его членение при помощи вех, подмеченных его зорким глазом. В этом смысле Поленов является учеником Саврасова, исключительного мастера в изображении «далевых» пейзажей русской равнины. Но на протяжении нескольких десятилетий манера письма Поленова претерпела значительные изменения. Если в 70-х годах он предпочитал гамму близких друг другу тонов, разнообразя оттенки одного и того же тона и добиваясь серебристого звучания освещенной солнцем листвы, то в последующие два десятилетия мы видим в его пейзажах более интенсивную красочную гамму при большей крепости и стройности композиции. С начала 1900-х годов красочный строй пейзажей Поленова становится более разобщенным, фактура все более широкой, рисунок более небрежным, хотя и среди поздних работ встречаются интересные по композиции пейзажи.

Путешествие на восток

Первое путешествие на Восток Поленов проделал по инициативе и вместе со своим другом, ученым, историком искусства А.В. Праховым. Их сопровождал князь С.С.Абамелек-Лазарев. В Палестине они пробыли довольно долго: с января по март 1882 года.  Поленов  при этом отрывался от своих товарищей, ездил сам, зарисовывал места, которые ему были необходимы для картины "Христос и грешница", а также цикла картин "Из жизни Христа". 

В своих палестинских работах  Поленов  стремился запечатлеть природу Палестины так, чтобы в ее современном состоянии зритель увидел и почувствовал «золотой век» этой земли, т.е. Евангельское состояние этих мест. Например, у него есть картина, посвященная Назарету. Это - Источник Девы Марии в Назарете, картина, которая называется «В Назарете». Там изображен источник, к которому идут женщины, с кувшинами на голове, женщины с ребенком. 

Крымский цикл

Поездки Василия Поленова в Палестину, Египет, на Ближний Восток привели к еще большему расцвету декоративности в его работах. Картина из нашей коллекции «Крым. Судак. Бухта и гора Сокол» как раз демонстрирует это. Мы можем наблюдать усиление цвета, интенсивные контрасты. Видимо, недаром Игорь Грабарь в письме Поленову писал, что в том сидят «целых три художника: средневековый, “московский” и палестинский или вообще восточный…».

ГАЛЕРЕЯ JART

+7 (495) 690-7130

Москва,  3-я ул. Ямского Поля, 9

Art Residence

  • Grey Facebook Icon
  • Grey YouTube Icon
  • Grey Instagram Icon

Информационный партнер: