Выставка западноевропейского витража XIII-XIX в.в. "СВЕТ ВЕКОВ"

7 июля 2016 - 12 августа 2016

Коллекция западноевропейских витражей XIII – XX веков.

«СВЕТ ВЕКОВ»

Галерея JART рада представить Вашему вниманию выставку западноевропейских витражей XIII-XIX веков «Свет веков». Коллекция, на сегодняшний день, является единственным структурированным собранием европейского витража, привезенным в Россию за последние 100 лет. Она открывает новый этап в формировании русских коллекций западноевропейского искусства в XXI веке.

Коллекция из 39 витражей и отдельных фрагментов была сформирована из витражных стекол Франции, Бельгии, Германии, Англии, Швейцарии и Нидерландов. Данное собрание включает в себя храмовые, орнаментальные, фигуративные, светские витражи разных веков

 

Все объекты были помещены в уникальные, специально разработанные защитные лайтбоксы с внутренней подсветкой. Это технологическое решение дало возможность эффектно экспонировать данные произведения, подчеркивая их специфику и полноценно раскрывая особенности цветовой палитры и пластических решений разных европейских школ витражного искусства. Кроме того, это позволило перевести витраж из элемента сугубо архитектурного, экстерьерного, тесно связанного с определенным зданием или храмом, в самостоятельное станковое произведение, легко транспортируемое и способное украсить любой интерьер от солидного офиса крупной компании до частного дома.

Единственный в России витраж из Англии

 

XIX век.

 

Стекло, серебряная протрава, полихромная роспись, гризаль

 

В России первые витражи, как и многие новинки из Европы, появились благодаря Петру I. Он привез трофейные гербовые витражи, захваченные в Нарве. В XIX веке большой интерес к витражам и их коллекционированию проявлял русский дипломат Дмитрий Татищев – первый в России кавалер ордена Золотого руна. Из московских коллекционеров собиранием витражей увлекался брат знаменитого С.И.Щукина – известный меценат Д.И.Щукин, в его собрании старого европейского искусства было и восемь витражей, оказавшихся после революции сначала в собрании Первого музея старой западной живописи, а позднее в Музее изящных искусств (ныне ГМИИ им. А.С.Пушкина).

Два подписных парных стекла, вышедших из парижской мастерской Эдуарда Дидрона, с изображениями Благословляющего Христа и Мадонны с Младенцем

 

1877 г.

С европейской стороны все витражи атрибутированы Франсуа де Лавэсьером (François de Lavaissiére) - французским экспертом древнего и современного витражного искусства, члена CVV. С российской стороны коллекция изучена и описана научным сотрудником отдела искусства старых мастеров, хранителем коллекции стекла и керамики ГМИИ им. А.С.Пушкина - Оксаной Лопатиной.

Французская школа представлена большими витражами ведущих мастерских XIX века: Эдуарда Дидрона и Шарля Шампинэля, шотландская – брачными витражами XVII века, немецкая – геральдическим витражом XIX века, английская – единственным в России витражом XIX века.

Описание частной коллекции западноевропейских витражей 13 – 20 веков.

Оксана Лопатина

Научный сотрудник отдела искусства старых мастеров Хранитель фонда стекла и керамики
ГМИИ имени А.С.Пушкина

Появление собрания старых западноевропейских витражных стекол на современном российском художественном рынке вполне можно назвать явлением беспрецедентным. Витражи в коллекцию были приобретены в Париже в 2007 году и впервые выставлены на Российском антикварном салоне в Москве в 2008. Все стекла отреставрированы и подготовлены к экспонированию в специально изготовленных для них лайтбоксах.

 

Весьма значительная по количеству группа произведений (23 витража и 15 фрагментов витражных стекол) представляет собой интереснейший фонд для научного изучения и музейного экспонирования. Расписные стекла охватывают значительный временной промежуток истории искусства витража в Западной Европе с 13 по 20 век.

 

Даже на первоначальном этапе знакомства с собранием можно определить принадлежность большинства образцов крупным и знаменитым центрам витражного искусства во Франции, Швейцарии, Нидерландах и Великобритании. Основой коллекции являются витражи 19 века. Одной из самых ярких ее частей стала подборка расписных стекол французских мастерских второй половины 19 века, среди которых есть два подписных парных стекла, вышедших из парижской мастерской Эдуарда Дидрона, с изображениями Благословляющего Христа и Мадонны с Младенцем (1877). Мастерская была основана Адольфом Дидроном, известным французским знатоком христианской иконографии и археологии, защитником памятников старины, издателем журнала «Анналы Археологии» и другом Виктора Гюго. Одним из самых оригинальных и глубоких медиевистов своей эпохи. Его племянник Эдуард Дидрон известен своими теоретическими работами по истории европейского витражного искусства. Витражи, происходящие из мастерской Эдуарда Дидрона, выполнены в типичной для Франции конца 19 века неоклассической манере, с весьма характерным для многих французских витражных мастерских фоном небесно-голубого цвета. Ателье по изготовлению витражей Адольфа и Эдуарда Дидрона было одним из ведущих витражных ателье французской столицы. Работы этой мастерской 1860 – 1870-х годов выставлялись на Всемирных выставках в Париже. Наиболее известны витражи, изготовленные мастерской для бывшей приходской церкви королей династии Валуа Сен-Жермен Л’Оксеруа (Saint-Germain- l'Auxerrois), для кладбища Пер-Лашез в Париже и многие другие.

 

Два фрагмента монументальных витражных окон с изображением Св. Франциска Сальского, Св. Винсента де Поль и кардинала Мазарини и монахинь французский эксперт Франсуа де Лавасье, связывает с парижской мастерской Шарля Шампинеля (вторая половина 19 века). Эта атрибуция на первый взгляд не вызывает сомнений. Витражи выполнены на высоком художественном и технологическом уровне в стилистике и тематике знаменитого парижского витражного ателье,известного своими работами в Малом и Большом Дворце (Pettit, Grand Palais), отеле Фигаро в Париже, и в многих церквях по всей Франции.
Таким образом, в коллекции находятся витражные окна двух ведущих парижских ателье второй половины 19 века, которые занималась созданием монументальных витражей для остекления известных общественных и церковных зданий Франции.

 

Художественные и технологические достоинства этих витражей позволяют отнести их к наиболее характерной продукции парижских витражных ателье второй половины 19 века. Витражи демонстрируют два направления – исторического витража (мастерская Шарля Шампинеля) и витража неоклассического салонного типа (мастерская Эдуарда Дидрона).

 

В российских музейных собраниях образцы французской школы витража 19 века полностью отсутствуют. Исторически сложилось, что в русском корпусе западноевропейского витража присутствуют немецкие витражи 19 века в достаточно большом количестве. Чаще всего встречаются стекла витражных ателье Мюнхена, которые были связаны с остеклением петербургских и московских особняков во второй половине 19 – начале 20 века. Однако французская витражная школа 19 века оставалась до сих пор не представленной в российских собраниях.

 

Необходимо также отметить фрагмент монументального витража с изображением св. Марка, исполненный в витражной мастерской Великобритании. На сегодняшний день это единственный английский витраж в России.
Витражи 19 века в собрании Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представлены лишь несколькими образцами копийных стекол. В музейном фонде нет ни одного произведения 19 века представляющего какой-либо значимый центр, стилистическое направление или новую технологию. В то время как эта эпоха наиболее активных экспериментов, изобретения новых рецептур и химических добавок, которые в полной мере отразились на цветовой гамме стекол, с оттенками разной интенсивности, с множеством цветовых нюансов и рефлексов.

 

Автор частного собрания витражей сумел восполнить некоторые пробелы, которые существуют в коллекциях российских музеев. Именно французские и английский витражи 19 века являются наиболее ценным поступлением для русского фонда западноевропейских витражей.
В коллекции есть группа копийных витражных окон, датируемых 20 веком. Наиболее интересным образцом здесь следует назвать французский витраж с изображением Бичевания Святого Гервасия. Это цветное стекло является точной копией одноименного витража из цикла о мученичестве ранних христиан братьев Гервасия и Протасия, находящегося в оконных проемах нефа собора святого Юлиана в Ле Манне. Оригинальное стекло принадлежит одному из самых ранних и известных витражных ансамблей Западной Европы и датируется 1200 годами.

 

Отдельный интерес представляет небольшая группа витражей 17 века, связанных с центрами витражного искусства в Швейцарии и Нидерландах (в историческом значении - Нижних Земель, имеются в виду земли нижнего Рейна, Фландрии, Голландии, Брабанта). Два швейцарских витража 17 века с изображением дамы и ландскнехта качественно дополняют музейную коллекцию швейцарских кабинетных витражей 17 века и органично вписываются в ряд швейцарских стекол типологии приветственного витража (Willkommescheibe), хранящихся в музейном фонде. Расписное стекло с изображением Святого Петра и Святой Анны с Младенцем Иисусом и Девой Марией — весьма интересный в научном отношении образец, связанный с одним из центров витражного искусства в землях нижнего Рейна (Кельн?), Фландрии, Брабанта или Голландии. Этот образец также значительно обогатит музейное собрание, в котором отсутствуют витражи выше указанных витражных школ.

 

Четвертая часть коллекции включает в себя многочисленные фрагменты витражных стекол разных эпох и центров. Эти оформленные в отдельные лайтбоксы детали расписных стекол весьма ценны как пример выразительности деталей средневекового и ренессансного орнамента, а также образец технологии живописи по стеклу.

 

BИДЕО

Выставка западноевропейского витража XIII-XIX в.в. "СВЕТ ВЕКОВ" в галерее JART

Видео с открытия выставки.

ГАЛЕРЕЯ JART

+7 (495) 690-7130

Москва,  3-я ул. Ямского Поля, 9

Art Residence

  • Grey Facebook Icon
  • Grey YouTube Icon
  • Grey Instagram Icon

Информационный партнер: